ЛЕНАКАПАВИР – НОВЫЙ ШАГ К ПРОЛОНГИРОВАННОЙ ТЕРАПИИ ВИЧ
Лишь одна доза экспериментального средства ленакапавир способна подавлять вирусную нагрузку ВИЧ у инфицированного человека в течение полугода, следует из данных представленных Gilead в журнале Nature. Вместе с тем эксперты все еще не уверены, что в обозримом будущем столь серьезный прогресс будет способен кардинально изменить подход к лечению ВИЧ.
Группа исследователей из Gilead Sciences разработала новый препарат под названием ленакапавир. В минувшую среду в Nature были представлены последние данные его анализа. Как отмечают специалисты, ленакапавир нацелен на капсид ВИЧ. Таргетирование ослабляет внешнее покрытие вируса, затрудняя инфицирование здоровых клеток и обход иммунной системы. Современные методы лечения ВИЧ – требующие ежедневного приема – нацелены на белки, участвующие лишь в ранних фазах жизненного цикла вируса. Вместе с тем нацеленность на капсид влияет сразу на несколько фаз.
Как известно, стандарты лечения предусматривают использование сразу нескольких препаратов, действующих на различные аспекты генерации ВИЧ. Пациентам назначают комбинацию антиретровирусных средств, нацеленных на разные белки ВИЧ. Это способ предотвратить развитие резистентности.
По мнению д-ра Мартин Ри из Gilead, современные технологии уже позволяют разработать антиретровирусные средства длительного действия, которые можно использовать в сочетании с ленакапавиром.
«Я возлагаю большие «надежды на то, что он [успешно] пройдет клинику и станет еще одним эффективным инструментом в арсенале терапии ВИЧ», — считает д-р Сумит Чанда, директор Программы иммунитета и патогенеза в медицинском исследовательском институте им. Бернхэма Пребиса при Стэнфордском университете.
В настоящее время почти каждый человек с ВИЧ, принимающий АРВТ, вынужден ежедневно пить комбинированные средства.
Систематические пропуски позволяют вирусу ативно размножаться и вырабатывать резистентность. Д-р Ри отмечает, что проблема приверженности стоит перед пациентами достаточно остро.
«Иногда вам необходимо принять таблетку перед другими людьми или сходить за медикаментами в аптеку. И некоторые предпочитают делать это предельно осторожно. Прием лекарств от ВИЧ может быть сопряжен со стигмой. Таким образом, схемы длительного действия могут устранить эту проблему. И именно поэтому мы работаем над созданием агентов длительного действия», — подчеркнул он.
В рамках исследования 40 здоровым людям (возраст: 19-44 года, 13% — женщины, 11% — чернокожие) вводили экспериментальный препарат. Судя по результатам наблюдений, следы средства присутствовали в их организме спустя шесть месяцев. Введение средства 32 ВИЧ-положительным пациентам в низких дозировках также значительно сократило уровень вируса уже спустя девять дней после инъекции.
Вместе с тем у ленакапавира есть и свои недостатки. Исследования, в частности, показали, что некоторые штаммы ВИЧ могут быть устойчивы к подобному лечению. Это верно даже в отношении ряда современных методов лечения. Поэтому терапию требуется вводить в комбинации.
Конец формы
Ленакапавир действительно работает в сочетании с современными противовирусными препаратами, однако пока ни один из них не обладает столь же длительным действием.
Эксперты считают, что эта проблема будет решена уже на престоящих этапах клинического испытания.
«[Допустим,] у вас есть одно лекарство, которое выглядит фантастически, но у него есть потенциал способность к лекарственной устойчивости, так что это большой вопрос. Можем ли мы найти антиретровирусные препараты длительного действия, которые могут работать в комбинации? Это гарантирует, что резистентность не будет проблемой», — пояснил Чанда.
Ри объяснила, что использование одного препарата не является долгосрочным планом Gilead. Они разрабатывают препараты пролонгированного действия против других белков ВИЧ для объединения с ленакапавиром.
Аналитик Baird Брайан Скорни также отметил, что полученные результаты — «шаг, а не скачок». По его словам, современные методы лечения ВИЧ очень эффективны, и убедить врачей перейти на новые средства может быть проблематично.
«Независимо от того, станет ли препарат коммерчески успешным или нет, я думаю, Gilead рассчитывает создать как можно больше вариантов [для терапии ВИЧ] и обеспечить себе лидерство в этой области. И я уверен, что это один из способов, который, как минимум, помогает развить парадигму лечения и предоставить пациентам все новые и новые возможности», — добавил Скорни.