Кино индустрия всегда подхватывает актуальные темы, загадочные факты, книжные бестселлеры и многие другие темы. Если задуматься, то некоторым заболеваниям в кино тоже уделено очень много внимания, точнее не самим заболеваниям, а людям, страдающими ими. То как они справляются со своим недугом или сдаются и «плывут по течению. Показывают общество, его отношение к болезни, страхи, предрассудки, негодование и прочее.
С момента обнаружения ВИЧ было снято несколько фильмов, посвященных этой сложной теме. Часть из них раскрывает проблему распространения вируса и жизнь людей с ним, другие затрагивают психологию человека, его характер, некоторые показывают общество.
Хотим представить Вам фильмы, посвященные проблеме ВИЧ/СПИД.
Из российских фильмов на тему ВИЧ можно выделить фильм «Город без солнца» 2005 года. Действие фильма проходит в Санкт-Петербурге. Преуспевающий менеджер 30-ти лет Егор влюбляется в юную Люси, художницу, актрису полупрофессионального театра, экстравагантную и поначалу непонятную для него девушку. Ее брат Алекс – талантливый художник, «злой гений» делает последнюю в своей жизни выставку «Город без солнца», посвящая ее Петербургу. Егор не может понять Люси и Алекса. После трагичной смерти брата-наркомана Люси от отчаянья принимает большую дозу наркотиков, поставившую ее на грань жизни и смерти. И тогда Егор, желая спасти Люси, решается на первый в своей жизни крупный поступок.
Сергей Потемкин, режиссер-постановщик, так комментирует фильм: «Я снимаю кино, прежде всего, для широкого зрителя, для таких же молодых людей, как и я сам. Я не отделяю себя от людей, которые будут смотреть фильм, и не могу снимать кино «для себя». При этом я не считаю, что иду на компромисс. Мне важно не только пробудить чувства в людях, но и дать почву для мыслей. Когда мы являемся свидетелями трагической жизни Алекса, героя Сергея Безрукова, то невольно задумываемся и о собственной жизни».
«История Райана Уайта», 1989 год |
Фильм основан на истории жизни реального ВИЧ-положительного мальчика, ставшего легендой и сделавшего больше за свою короткую жизнь чем многие взрослые люди. Райан Уэйн Уайт — американский подросток, ставший национальным символом в борьбе против ВИЧ/СПИД и связанных с ним предрассудков в Соединённых Штатах Америки. Уайт с рождения страдал от гемофилии и получал специальный препарат на основе донорской крови, через который и был инфицирован. Заболевание диагностировали в декабре 1984 года, когда ему было всего 13 лет. Несмотря на заявления докторов об отсутствии риска для учеников школы, в которой учился Райан, многие родители и учителя в Кокомо сплотились против его присутствия в учебном заведении. Длинная юридическая битва со школьной системой и освещение данного конфликта в СМИ сделали подростка знаменитостью и символом борьбы против СПИДа. До своей смерти в 1990 году Райан принимал активное участие в различных акциях и мероприятиях, встречался со многими публичными фигурами и оказал огромное влияние на восприятие общественностью проблемы ВИЧ. Именем Райана Уайта названа федеральная программа США по оказанию помощи малоимущим ВИЧ-инфицированным, принятая вскоре после его смерти и действующая до сих пор.
|
«Наши сыновья», 1991 год |
«Дикие ночи», 1992 год |
|
«Вирус», 1993 год |
Фильм снят по книге Рэнди Шилтса «Оркестр продолжал играть» и рассказывает о самом начале эпидемии СПИДа в США. Тогда еще никто не знал, что такое СПИД, и не представлял, какие масштабы приобретет распространение ВИЧ. Картина, основанная на реальных событиях, повествует о первых пострадавших от вируса, первых попытках рассказать миру, насколько опасен СПИД. По словам Рэнди Шилтса, это история о мужестве и трусости, о сострадании и предрассудках, о спасении и отчаянии. «Эту историю стоит рассказать, чтобы она больше никогда, нигде и ни с кем не повторилась…», — говорит автор. Дождавшись экранизации киноленты, он умер в 1994 году от СПИДа. Придуманное нашими абсолютно некомпетентными переводчиками название «Затянувшаяся музыка» ничуть не лучше буквального перевода «И оркестр продолжал играть» (между прочим, это словосочетание получило широкую известность после гибели «Титаника»). Куда не простительнее оказалась доверчивость некоторых обозревателей московских газет, которые в своих рецензиях на этот фильм, снятый для американского кабельного телеканала «Эйч-Би-Оу», лишь обыгрывали на разные лады прилагательное «затянувшаяся», поскольку лента Роджера Споттисвуда и на самом деле утомительна. Но никто не удосужился на всякий случай свериться со словарём. А ведь идиоматическое название этой «документальной драмы» об обнаружении вируса СПИДа, как и повторенная в финале фраза из книги Рэнди Шилтса, звучит подобно приговору Страшного Суда: «И положение становится ещё хуже». Конечно, речь идёт о том, что число умирающих от СПИДа растёт с каждым днём. Почти два десятка известных исполнителей приняли практически благотворительное участие в фильме, а некоторые (например, Ричард Гир и Фил Коллинз) даже рискнули выступить на экране в качестве гомосексуалистов, хотя в реальной жизни ими не являются. |
«Филадельфия», 1993 год |
Картина, снятая в том же году, что и «Вирус», была создана по всем законам голливудского кинематографа, но не стала от этого менее пронзительной и откровенной. Сюжет фильма также основан на реальных событиях, только здесь речь идет об истории одного конкретного человека. Адвоката Эндрю Бэкета (его сыграл Том Хэнкс) увольняют из юридической фирмы из-за некомпетентности. Но на самом деле Эндрю перестал устраивать своих работодателей после того, как они узнали, что он ВИЧ-положительный гомосексуалист. Герой решает подать на фирму в суд и ищет адвоката для защиты. В картине показано, как адвокат Джо Миллер (Дензел Вашингтон) из яростного гомофома, боящегося заразиться СПИДом через рукопожатие, превращается в совершенного нового человека, готового протянуть руку помощи каждому нуждающемуся. |
«Парни побоку», 1995 год |
В отличие от американских зрителей, всё-таки неплохо воспринявших эту ленту, публика за пределами США неохотно смотрела «идеологически выдержанную» историю трёх современных американок. Одна из них — чернокожая певичка-лесбиянка Джейн Делука, вторая — разочаровавшаяся в жизни Робин, девушка-яппи с вирусом СПИДа, а третья — юная Холли с неуравновешенной психикой, пытающаяся избавиться от дурного влияния ещё более одержимого дружка Алекса, наркомана и истязателя. Правда, вопреки прогнозам «Вэрайети», картина Херберта Росса даже не приблизилась по успеху в прокате США к провинциальной феминистской мелодраме «Жареные зелёные помидоры», которая в сезоне 1992 года стала самой прибыльной по соотношению сборов и бюджета. Кстати, там впервые обратила на себя внимание Мэри-Луиз Паркер, также сыгравшая и в фильме «Парни побоку».
Его «тотальная политкорректность» заключается в том, что кинематографисты-мужчины, 39-летний сценарист Дон Рус и 67-летний режиссёр Херберт Росс, с сочувствием относятся не только к чернокожим женщинам, представительницам сексуальных меньшинств или носительницам СПИДа, но и к просто свободолюбивым американкам, которые решили оставить парней побоку и пустились в странствие — из Нью-Йорка в Южную Калифорнию, конечно же, в поисках извечной американской мечты. Однако в результате перед нами — ни «Тельма и Луиза» Ридли Скотта, ни даже «Поворотный пункт» и «Стальные магнолии», более убедительные киноработы Росса на схожую тему женской эмансипации. Тем не менее, Американская ассоциация геев и лесбиянок назвала ленту «Парни побоку» лучшей по итогам года, а Вупи Голдберг номинировалась на приз «Имидж», вручаемый афроамериканским исполнителям. |
«Часы», 2002 год |
Этот фильм интересен сразу в нескольких аспектах. Во-первых, создателям удалось собрать в картине трех потрясающих актрис – Николь Кидман, Мерил Стрип и Джулианну Мур. Во-вторых, повествование идет сразу в трех временных пластах: писательница Вирджиния Вулф живет в 1920-х годах, американская домохозяйка — в середине XX века, а редактор издательства живет в Нью-Йорке в 2001 году. Режиссер показал психологические драмы каждой из героинь. Великую английскую писательницу всю жизнь не оставляют депрессии и мысли о самоубийстве, простая домохозяйка осознает свою несчастность несмотря на кажущуюся идеальной жизнь, а издательница поглощена заботой о своем друге, который умирает от СПИДа. Судьбы всех трех женщин удивительно переплетаются во времени и пространстве. За роль Вирджинии Вульф Николь Кидман получила «Оскара», а сам фильм – более тридцати различных кинонаград. |
Если говорить об исключениях, то самый позитивный пример ВИЧ в телесериалах — это хит «Скорая помощь» (ER). Одна из главных героинь — фельдшер Джини Боле, узнает, что у нее ВИЧ. Ее появление было настоящим откровением для смотревших сериал ВИЧ-положительных женщин. Джини выясняла отношения с мужем, от которого ей передался ВИЧ, чуть не потеряла работу, когда стало известно о ее ВИЧ-статусе, начала принимать терапию, постепенно училась строить отношения с мужчинами. К сожалению, продюсеры вскоре «заставили Джини переехать». Им показалось, что тема ВИЧ недостаточно интересна аудитории. Это было отражение общей тенденции: американцы и европейцы теряли интерес к теме после всплеска 90-х годов.
Тема ВИЧ практически исчезла с экранов и появлялась в основном в эпизодах. Так американский фильм «Бомж в Гарварде» (Homeless to Harvard) рассказывает реальную историю о бездомной девочке, чьи родители — ВИЧ-положительные потребители наркотиков.
Были и исключения в виде отдельных фильмов, например, психологический триллер «45-ый день» (45th Day), чей сюжет основан на получении диагноза одним из героев.
При этом ВИЧ начинает появляться в фильмах развивающихся стран. Индийский фильм о ВИЧ-положительной женщине «Мы встретимся вновь» (Phir Milenge) был удостоен престижной награды в Каннах. Возможно, временное затишье — лишь прелюдия к наиболее красивым и, будем надеяться, позитивным фильмам о ВИЧ.
«Умереть за …», 1994 год |
«Далласский клуб покупателей», 2013 год |
|