Кино индустрия всегда подхватывает актуальные темы, загадочные факты, книжные бестселлеры и многие другие темы. Если задуматься, то некоторым заболеваниям в кино тоже уделено очень много внимания, точнее не самим заболеваниям, а людям, страдающими ими. То как они справляются со своим недугом или сдаются и «плывут по течению. Показывают общество, его отношение к болезни, страхи, предрассудки, негодование и прочее.

С момента обнаружения ВИЧ было снято несколько фильмов, посвященных этой сложной теме. Часть из них раскрывает проблему распространения вируса и жизнь людей с ним, другие затрагивают психологию человека, его характер, некоторые показывают общество.

Хотим представить Вам фильмы, посвященные проблеме ВИЧ/СПИД.

Из российских фильмов на тему ВИЧ можно выделить фильм «Город без солнца» 2005 года. Действие фильма проходит в Санкт-Петербурге. Преуспевающий менеджер 30-ти лет Егор влюбляется в юную Люси, художницу, актрису полупрофессионального театра, экстравагантную и поначалу непонятную для него девушку. Ее брат Алекс – талантливый художник, «злой гений» делает последнюю в своей жизни выставку «Город без солнца», посвящая ее Петербургу. Егор не может понять Люси и Алекса. После трагичной смерти брата-наркомана Люси от отчаянья принимает большую дозу наркотиков, поставившую ее на грань жизни и смерти. И тогда Егор, желая спасти Люси, решается на первый в своей жизни крупный поступок.

Сергей Потемкин, режиссер-постановщик, так комментирует фильм: «Я снимаю кино, прежде всего, для широкого зрителя, для таких же молодых людей, как и я сам. Я не отделяю себя от людей, которые будут смотреть фильм, и не могу снимать кино «для себя». При этом я не считаю, что иду на компромисс. Мне важно не только пробудить чувства в людях, но и дать почву для мыслей. Когда мы являемся свидетелями трагической жизни Алекса, героя Сергея Безрукова, то невольно задумываемся и о собственной жизни».

«История Райана Уайта», 1989 год

Фильм основан на истории жизни реального ВИЧ-положительного мальчика, ставшего легендой и сделавшего больше за свою короткую жизнь чем многие взрослые люди.

Райан Уэйн Уайт — американский подросток, ставший национальным символом в борьбе против ВИЧ/СПИД и связанных с ним предрассудков в Соединённых Штатах Америки. Уайт с рождения страдал от гемофилии и получал специальный препарат на основе донорской крови, через который и был инфицирован. Заболевание диагностировали в декабре 1984 года, когда ему было всего 13 лет. Несмотря на заявления докторов об отсутствии риска для учеников школы, в которой учился Райан, многие родители и учителя в Кокомо сплотились против его присутствия в учебном заведении. Длинная юридическая битва со школьной системой и освещение данного конфликта в СМИ сделали подростка знаменитостью и символом борьбы против СПИДа.

До своей смерти в 1990 году Райан принимал активное участие в различных акциях и мероприятиях, встречался со многими публичными фигурами и оказал огромное влияние на восприятие общественностью проблемы ВИЧ.

Именем Райана Уайта названа федеральная программа США по оказанию помощи малоимущим ВИЧ-инфицированным, принятая вскоре после его смерти и действующая до сих пор.В день похорон на всей территории штата Индиана были приспущены государственные флаги.

Фильм получился очень качественным, эмоциональным. Шокирует только одно: он вышел ещё при жизни Райана, более того, он сыграл в нём одну из ролей.

«Наши сыновья», 1991 год

Великолепная драма, к сожалению, неизвестная массовому зрителю. Поскольку здесь отсутствует аннотация, позволю себе дать краткое описание сюжетных линий, которых в фильме две. Итак, первая рассказывает нам о молодой паре геев. Один из парней умирает от СПИДа, и его единственное желание — увидеть мать, с которой он не общался много лет. Его возлюбленный, которого играет Хью Грант, находясь со своей матерью (Эндрюз) также в довольно сложных отношениях, тем не менее просит ее отыскать мать любимого и привезти ее в больницу.

Вторая сюжетная линия раскрывает нам взаимоотношения двух совершенно разных женщин, объединенных только связью между из сыновьями. С одной стороны это утонченная и обеспеченная героиня Джули, дама из высшего общества. С другой — это простая грубоватая женщина из бедного квартала, героиня Энн-Маргарет. Помимо этого персонаж Гранта, наблюдая, как его любимый угасает из-за страшной болезни, панически боится делать анализ на СПИД, предпочитая неведение возможному приговору.

Драма невероятно сильная уже в сюжетном плане, но актерская игра делает ее практически совершенной. Две потрясающие актрисы создали всю накаленную атмосферу. Хотя динамики фактически нет, разговоры героинь держат в не меньшем напряжении, чем стремительно развивающееся действие. История любви двух парней настраивает на печально-сопереживающий лад. А как тонко отражены взаимоотношения родители-дети в случае, когда дети не оправдали надежд, а родители не поддержали в нужный момент. Плюс ко всему ощущается постоянная нехватка времени на то, чтобы эти взаимоотношения по-настоящему построить или достроить.

«Дикие ночи», 1992 год

Франция внесла свой вклад в экранизацию жизни с ВИЧ.

Фильм «Дикие ночи» (Savage Nights) был признан лучшим французским фильмом года. Режиссер Сирил Коллар, умерший от СПИДа, использовал в сюжете фильма собственную автобиографию.

Главный герой фильма — 30-летний кинорежиссёр Жан (Сирил Коллар); бисексуал, знающий, что он болен СПИДом. Он разрывается между любовником-испанцем Сами (Карлос Лопес) и 17-летней Лаурой (Романа Боринже), но так и не может сделать выбор…

Фильм похож на своего создателя. Он так же неровен, разорван, заражен то страстью, то депрессией, как жизнь Коллара. Это фильм-хэппенинг, снятый иногда без дублей, всегда без «хлопушки», почти документальный фильм о повседневной жизни парижской богемы, которая вспоминает о СПИДе только когда надо отправляться на очередное обследование в больницу.
Фильм стал первым во французском кинематографе, где тема СПИДа была поднята прямо, без каких-либо иносказаний.

«Вирус», 1993 год

Фильм снят по книге Рэнди Шилтса «Оркестр продолжал играть» и рассказывает о самом начале эпидемии СПИДа в США.

Тогда еще никто не знал, что такое СПИД, и не представлял, какие масштабы приобретет распространение ВИЧ. Картина, основанная на реальных событиях, повествует о первых пострадавших от вируса, первых попытках рассказать миру, насколько опасен СПИД. По словам Рэнди Шилтса, это история о мужестве и трусости, о сострадании и предрассудках, о спасении и отчаянии. «Эту историю стоит рассказать, чтобы она больше никогда, нигде и ни с кем не повторилась…», — говорит автор. Дождавшись экранизации киноленты, он умер в 1994 году от СПИДа.

Придуманное нашими абсолютно некомпетентными переводчиками название «Затянувшаяся музыка» ничуть не лучше буквального перевода «И оркестр продолжал играть» (между прочим, это словосочетание получило широкую известность после гибели «Титаника»). Куда не простительнее оказалась доверчивость некоторых обозревателей московских газет, которые в своих рецензиях на этот фильм, снятый для американского кабельного телеканала «Эйч-Би-Оу», лишь обыгрывали на разные лады прилагательное «затянувшаяся», поскольку лента Роджера Споттисвуда и на самом деле утомительна. Но никто не удосужился на всякий случай свериться со словарём.

А ведь идиоматическое название этой «документальной драмы» об обнаружении вируса СПИДа, как и повторенная в финале фраза из книги Рэнди Шилтса, звучит подобно приговору Страшного Суда: «И положение становится ещё хуже». Конечно, речь идёт о том, что число умирающих от СПИДа растёт с каждым днём. Почти два десятка известных исполнителей приняли практически благотворительное участие в фильме, а некоторые (например, Ричард Гир и Фил Коллинз) даже рискнули выступить на экране в качестве гомосексуалистов, хотя в реальной жизни ими не являются.

«Филадельфия», 1993 год

Картина, снятая в том же году, что и «Вирус», была создана по всем законам голливудского кинематографа, но не стала от этого менее пронзительной и откровенной.

Сюжет фильма также основан на реальных событиях, только здесь речь идет об истории одного конкретного человека. Адвоката Эндрю Бэкета (его сыграл Том Хэнкс) увольняют из юридической фирмы из-за некомпетентности. Но на самом деле Эндрю перестал устраивать своих работодателей после того, как они узнали, что он ВИЧ-положительный гомосексуалист. Герой решает подать на фирму в суд и ищет адвоката для защиты. Два главных героя не похожи как белое и черное — их разделяет цвет кожи, общественное положение, сексуальная ориентация, смертельная болезнь. Но каждый — служит закону и готов бороться против любой несправедливости. 

В картине показано, как адвокат Джо Миллер (Дензел Вашингтон) из яростного гомофома, боящегося заразиться СПИДом через рукопожатие, превращается в совершенного нового человека, готового протянуть руку помощи каждому нуждающемуся.

«Парни побоку», 1995 год

В отличие от американских зрителей, всё-таки неплохо воспринявших эту ленту, публика за пределами США неохотно смотрела «идеологически выдержанную» историю трёх современных американок. Одна из них — чернокожая певичка-лесбиянка Джейн Делука, вторая — разочаровавшаяся в жизни Робин, девушка-яппи с вирусом СПИДа, а третья — юная Холли с неуравновешенной психикой, пытающаяся избавиться от дурного влияния ещё более одержимого дружка Алекса, наркомана и истязателя. Правда, вопреки прогнозам «Вэрайети», картина Херберта Росса даже не приблизилась по успеху в прокате США к провинциальной феминистской мелодраме «Жареные зелёные помидоры», которая в сезоне 1992 года стала самой прибыльной по соотношению сборов и бюджета. Кстати, там впервые обратила на себя внимание Мэри-Луиз Паркер, также сыгравшая и в фильме «Парни побоку».

Его «тотальная политкорректность» заключается в том, что кинематографисты-мужчины, 39-летний сценарист Дон Рус и 67-летний режиссёр Херберт Росс, с сочувствием относятся не только к чернокожим женщинам, представительницам сексуальных меньшинств или носительницам СПИДа, но и к просто свободолюбивым американкам, которые решили оставить парней побоку и пустились в странствие — из Нью-Йорка в Южную Калифорнию, конечно же, в поисках извечной американской мечты. Однако в результате перед нами — ни «Тельма и Луиза» Ридли Скотта, ни даже «Поворотный пункт» и «Стальные магнолии», более убедительные киноработы Росса на схожую тему женской эмансипации. Тем не менее, Американская ассоциация геев и лесбиянок назвала ленту «Парни побоку» лучшей по итогам года, а Вупи Голдберг номинировалась на приз «Имидж», вручаемый афроамериканским исполнителям.

«Часы», 2002 год

Этот фильм интересен сразу в нескольких аспектах.

Во-первых, создателям удалось собрать в картине трех потрясающих актрис – Николь Кидман, Мерил Стрип и Джулианну Мур.

Во-вторых, повествование идет сразу в трех временных пластах: писательница Вирджиния Вулф живет в 1920-х годах, американская домохозяйка — в середине XX века, а редактор издательства живет в Нью-Йорке в 2001 году.

Режиссер показал психологические драмы каждой из героинь. Великую английскую писательницу всю жизнь не оставляют депрессии и мысли о самоубийстве, простая домохозяйка осознает свою несчастность несмотря на кажущуюся идеальной жизнь, а издательница поглощена заботой о своем друге, который умирает от СПИДа.

Судьбы всех трех женщин удивительно переплетаются во времени и пространстве.

За роль Вирджинии Вульф Николь Кидман получила «Оскара», а сам фильм – более тридцати различных кинонаград.

Если говорить об исключениях, то самый позитивный пример ВИЧ в телесериалах — это хит «Скорая помощь» (ER). Одна из главных героинь — фельдшер Джини Боле, узнает, что у нее ВИЧ. Ее появление было настоящим откровением для смотревших сериал ВИЧ-положительных женщин. Джини выясняла отношения с мужем, от которого ей передался ВИЧ, чуть не потеряла работу, когда стало известно о ее ВИЧ-статусе, начала принимать терапию, постепенно училась строить отношения с мужчинами. К сожалению, продюсеры вскоре «заставили Джини переехать». Им показалось, что тема ВИЧ недостаточно интересна аудитории. Это было отражение общей тенденции: американцы и европейцы теряли интерес к теме после всплеска 90-х годов.

Тема ВИЧ практически исчезла с экранов и появлялась в основном в эпизодах. Так американский фильм «Бомж в Гарварде» (Homeless to Harvard) рассказывает реальную историю о бездомной девочке, чьи родители — ВИЧ-положительные потребители наркотиков.
Были и исключения в виде отдельных фильмов, например, психологический триллер «45-ый день» (45th Day), чей сюжет основан на получении диагноза одним из героев.
При этом ВИЧ начинает появляться в фильмах развивающихся стран. Индийский фильм о ВИЧ-положительной женщине «Мы встретимся вновь» (Phir Milenge) был удостоен престижной награды в Каннах. Возможно, временное затишье — лишь прелюдия к наиболее красивым и, будем надеяться, позитивным фильмам о ВИЧ.

«Умереть за …», 1994 год

Особняком среди подобных кинолент стоит фильм «Умереть за». Эта удивительная лента сделана Питером Литтеном с поразительным трепетом и любовью и рассказывает историю о паре геев, один из которых болен СПИДом. Пока здоровый Саймон гуляет по парням и вечеринкам, его половинка Марк смиренно в одиночестве ждет дома неизбежное. Неизбежное наступает довольно быстро: Марк умирает. Саймон выкидывает его вещи и готов, в общем то, начать новую жизнь, но тут то Марк возмутился (чего вовсе не делал при жизни) и его душа решила подзадержаться на бренной земле.

Призрак Марка начинает вести себя как самая настоящая ревнивая и сварливая жена: сначала это просто шаги за спиной Саймона, загадочные сообщения на ответчике (причем от этих шорохов, постукиваний становится подчас жутковато!), а вскоре Саймон обнаруживает в своей постели призрак Марка собственной персоной, который без обиняков начинает того отчитывать и высказывать претензии!

Конечно, они без конца ссорятся, конечно призрак Марка ревнует Саймона к новым приятелям и всячески старается расстроить их планы, конечно Саймон просит Марка оставить его в покое… Но когда Марк решает вернуться на небо, до Саймона доходит, как на самом деле тот ему дорог… Душераздирающий фильм. И необыкновенно трогательный. А полотнище со своим именем, которое вышивает Марк при жизни и доканчивает после смерти (есть такой символ борьбы со СПИДом — лоскутное одеяло с именами умерших…) проходит бело-красной пронзительной нитью сквозь весь этот действительно необыкновенный фильм.

«Далласский клуб покупателей», 2013 год

Главную герою фильму, Рону Вудруфу, заурядному техасскому электрику, гомофобу, злоупотребляющему алкоголем, наркотиками, беспорядочными половыми связями, однажды на медосмотре сообщают, что у него обнаружили ВИЧ, и жить ему осталось всего тридцать дней. Бравый ковбой, не желая мириться с неизбежностью, ради спасения собственной жизни, идет во все тяжкие, находит альтернативные способы лечения по ту сторону границы и позже, через лично организованный клуб распространяет нелегальные препараты среди других больных.

В конце 80-х, когда распространение ВИЧ инфекции приобрело признаки эпидемии, люди все еще надеялись на быстрое исцеление, и этим воспользовались крупные бизнес монополии, выбросив на рынок медикаменты, не прошедшие необходимых тестов, и приведшие к гибели многих пациентов. Никто тогда не знал, что СПИД станет чумой нашей эры, равно как и Рон Вудруф, глотающий экспериментальные пилюли, словно таблетки от кашля, запивая их пивом и приправляя ядовитый коктейль кокаином. Лишь в шаге от смерти он осознает, насколько примитивной была до сих пор его жизнь. Цепляясь за нее, как всадник за шею быка на родео, в котором Рон души не чает, он готов изменить себя, свои взгляды и, наконец, подняться из болота, к котором он плавал предыдущие годы.

Сегодня, все знают, что заразиться смертельным вирусом можно где угодно, если быть глупым и не быть осторожным. Однако фильм на самом деле учит не столько толерантности, сколько вере в себя и собственные силы. Рон прожил восемь лет после смертельного диагноза. Он был борцом. Вот это самое главное.

Поделиться в социальных сетях:

Добавить комментарий